Пользователи | Сообщения |
Валентина [модератор] Сообщений: 5 Зарегистрирован: 05 Ноя 2012, 21:18 |
07 Дек 2012, 22:48 Название маленького села ИвановскоенаЛехте Борисоглебского района Ярославской области в последние годы часто упоминается на страницах газет и журналов, радио, телевидения. Связаны эти упоминания с тем, что вот уже пятнадцать лет коллектив педагогов местной школы одной из главных задач своих считает воспитание у школьников русского национального самосознания. Рядом с ивановскими ребятами сегодня здесь учатся ребята из Москвы, СанктПетербурга, Краснодара, Тольятти, РостованаДону, Самары, Саратова, Ижевска, Краснодара, Ярославля, Рыбинска, из городов ближнего зарубежья... Село начало новую жизнь. Вокруг школы и построенного храма начала формироваться община, а само Ивановское постепенно превращается в остров возрождения. У истоков школы стоят супруги В. С. и Т. В. Мартышины, пятнадцать лет назад оставившие Москву и переехавшие с детьми жить в деревню. На крутом вираже истории Россия уже в который раз находится на крутом вираже исторического процесса. И мы с тревогой следим, насколько далеко правители нашего многострадального Отечества смогут отклонить траекторию этого движения от предначертанного естественного пути. Но уже и сейчас очевиден тот факт, что потери перестроечного и постперестроечного времени трагичны и невосполнимы. Одной из первых жертв на этом крутом вираже оказалась деревня. Она уже давно истощалась как источник традиционных и нравственных начал, многоукладности быта, естественного труда и жизни, а теперь вот и вовсе принесена на заклание мировому интеграционному процессу и как экономическая единица. На наших глазах исчезают с лица земли деревни не дальние, которые в прежние времена именовались неперспективными (тех давно уже нет), а населенные пункты, находящиеся на хороших асфальтовых дорогах, расположенные рядом с центральными усадьбами, да и сами центральные усадьбы приходят в упадок и уже сами претендуют на это обидное, некогда непочетное звание. Село охватывает синдром близкого конца. Период романтизации частной собственности на землю и частнособственнического производства сельскохозяйственной продукции завершился полным провалом. Фермеры, поверившие Ельцину, искренне засучившие рукава и получившие в пожизненное владение поля неперспективных деревень шестидесятых годов ( без дорог, электричества, без школ, т.е. без инфраструктуры), в большинстве своем переключились на зарабатывание сначала продажей денатурата, затем сбором металлолома, а теперь вот вырубкой леса. Пришедшие в упадок колхозы (два-три хозяйства на район не в счет) разбирают стройки семидесятых и живут на продаже кирпича и бетонных блоков, зерносушилок, мехмастерских, ферм, детских садов, оставшейся техники,.. Крестьянина больше нет Люди слоняются без работы. Созданное паразитическое ведомство – биржа – окончательно развратила бездельников. Отработав где-либо два-три месяца и заработав «на биржу», эти работнички увольняются, а сердобольные начальники рады избавиться от таких работников и дать им открепление куда угодно, только бы не видеть их при себе. Прошлогодняя волна скупки земельных паев людьми совершенно далекими от сельского хозяйства разрушила окончательно всякие очертания сельскохозяйственных производственных единиц. Деревня не просто приблизилась к краю пропасти, а устремилась в нее. Крестьянин как формирователь, как олицетворение русской национальной идеи, как носитель и охранитель нравственных начал, как тормоз всяких антисоциальных явлений (по этой причине и бывший большой опасностью для социалистических завоеваний) прекратил свое существование. Сегодня можно констатировать: русского крестьянина больше нет. Еще встречается житель российского села – работник, производитель мяса и молока, есть сельский интеллигент, есть сельское население, но русского крестьянина больше нет. Речь идет именно о русском крестьянине с присущим только одному ему менталитетом, присущими ему одному культурой, мышлением. Речь о том слое, который был питательной средой для всей российской державности, многоукладность быта которого лелеяла основы русской ментальности. Речь о том крестьянине, который напитан соками русской традиционности и который является проводником этих соков для последующих поколений. В конце концов, о том крестьянине, который своим образом жизни делал русского человека русским. Россия без деревни – это не Россия Но, ставя проблему подобным образом, мы должны задаться вопросом: разве Россия без деревни – это Россия? А если здравомыслящему миру все еще нужна Россия, то, несомненно, нужен и русский крестьянин. Так что же нас, подвижников северной деревни, ожидает в ближайшие времена? Каковы возможные пути дальнейшего движения села, как может решаться его судьба? Путей, как и всегда, два: сверху и снизу. Если предположить, что верхи действительно начнут понимать, что ценность деревни заключается не в ее производственном потенциале, то есть перестанут рассматривать ее как лишь производителя продуктов питания и смогут осмыслить, что в стратегическом смысле необходимо отталкиваться от идеи самоценности каждой деревни ( что ни город, то норов, что ни деревня, то традиция), что его надо сохранить для будущих поколений и вновь сделать источником чистой жизни, нравственности, традиций, то для каждой территории должна быть разработана отдельная программа. Отправной точкой при составлении которой должна быть далеко не экономическая целесообразность того или иного населенного пункта, а весь комплекс компонентов, характерный для целостности, все его составляющие: духовная, экономическая, экологическая, образовательная, этнографическая, природная, историческая, культурологическая, геологическая... При таком подходе село не останется в долгу и в экономическом плане. При всей целостности вместе с тем какая-то составляющая в плане развития может доминировать и объединять собою все другие компоненты. Так, например, село Кондаково ценно для России и всех нас тем, что здесь родился преподобный Иринарх, и никакой ни экономический, ни экологический компонент не сможет здесь доминировать по отношению к духовному. В деревне Андреевское объединяющей станет экономическая составляющая, у нас в Ивановском – образовательная… Трудно, правда, поверить в то, что подобный процесс может быть санкционирован сверху, а это означает, что проблема возрождения русского села ложится на плечи нас, то есть низов, тех, кому не безразлична судьба России. Пока же происходит необратимый процесс исчезновения деревень с лица земли. Часть из них уже исчезла, часть превращается в дачные (но у этих деревень век недолгий по другой причине: два года назад весной у нас на глазах выгорали целые деревни, так как они заросли травой и бурьяном выше крыш). И лишь немногим из селян предстоит жить по-прежнему в своей любимой деревне прежним ритмом, иметь счастье ходить по росе, пахать землю, слышать утренних жаворонков, встречать в поле восход, общаться с домашними животными, вести здоровый образ жизни… Но чтобы вновь стать жизнеспособной и элитной частью русского народа, источником и хранителем традиций, нам, селянам, необходимо переродиться, внести в свою жизнь новые смыслы. Внести в свою жизнь новые смыслы Еще в двадцатые и тридцатые годы XX века, когда Россия была на очередном крутом вираже истории, русские философы отец Василий Зеньковский, Иван Ильин, Георгий Федотов, размышляя о путях возрождения нашего Отечества в посткоммунистическом пространстве (они рассматривали падение коммунистического режима как само собой разумеющееся ), обозначили вехами путь этого возрождения. Отец Василий прямо писал, что возрождение России начнется с возрождения островов духовности. Разумеется, что подобные «острова» (об этом даже и не следовало бы говорить) станут результатом не умозрительных и рационалистических установок умников и умниц, а проявлением Божиего произволения. Правда, как и во всей остальной жизни, инструментом этого произволения является человек, то есть мы с вами. И так в основе возрождения того или иного сельского уголка сегодня на первом этапе может быть один из компонентов. В одном случае это будет сельхозпредприятие, предприятие, лесное хозяйство и вокруг них будет формироваться все остальное, в другом – сельская администрация, в третьем – школа, в четвертом – храм или монастырь, в пятом – спортивно-оздоровительный комплекс. А может быть, и просто человек или семья. И не все перечисленное, как отмечалось, а что-то одно может стать отправной точкой для начала возрождения, позже, когда появятся очертания самого «острова», доминирование одного из компонентов постепенно растворится в целостности, и обитатели «острова» могут даже забыть – с чего же все началось. Но что бы ни являлось таким ядром и какие бы составляющие ни входили в этот комплекс, обязательной составляющей непременно будет школа. А в нашем случае именно школа явилась своего рода градообразующей, организующим звеном этого своеобразного острова. Жива школа – живо село Два десятка лет назад, когда мы с семьей переехали жить из Москвы в маленькую борисоглебскую деревушку, село расстраивалось. Не была исключением и наша центральная усадьба Алешкино. Еще пахли краской помещения Дома культуры, детского сада, медицинского пункта. В центре деревни высилась труба котельной с центральным отоплением, как раз завершилось строительство последнего дома на Молодежной улице. На полях день и ночь работала техника, пахали, сеяли, награждали за труд орденами и медалями. В три смены работал наш Лехотский крахмалотерочный завод, перерабатывая тысячи тонн картошки, выращенной на полях близлежащих колхозов. Власть все же стремилась создать имидж деревни, задержать отток молодежи. И даже при таком подходе жизнь в деревне была не очень популярным явлением. Большинство стремились уехать в город. И все же жизнь в колхозах, территорию которых обслуживает Ивановская школа, еще шла своим ходом. Правда, трещина будущего разрушения уже была видна. Особенно это было видно по школе. Диаграмма разрушения хозяйства зеркально отражается на школе. В одиннадцати ее классах обучались всего 60 человек. Из шестнадцати учителей лишь у четырех было высшее образование, семь предметов преподавали девочки, только-только сами вставшие из-за парты. Уныние наводила сама обстановка в коридорах школы: как раз в 1990 году панно с крейсером революции было закрашено темно-коричневой краской, а оформлением коридора был большой портрет вождя. Перестали существовать пионерская, комсомольская организации… У школы появился опасный ярлык «неперспективной». Спустя два года к нам в деревню переезжают жить еще две многодетные семьи, и перед нами встает остро вопрос: как сохранить, как не дать умереть школе? Она нуждалась не просто в реанимировании, а в полном переустройстве. Работая в школе, мы ощутили, что она не направлена на удовлетворение запросов детей и родителей, что школа не дает детям самого главного: не воспитывает их русскими людьми, да и вообще не направлена на то, чтобы они были людьми. Мы ставили цель, чтобы наши собственные дети имели возможность, как и в Москве, получить высокий уровень образования, посещать секции, студии, кружки. К 1994 году нас из горожан в школе работали уже шестеро, и мы активно начинаем процесс обновления содержания образования и разработку новой воспитательной системы, основополагающим принципом которой является принцип целостности. Хотелось бы заметить, что когда мы говорим о школе, мы никогда не говорим о том, что она лучше или хуже других. Мы обозначаем, что она просто другая, мы стараемся, чтобы вся обстановка в школе и вокруг школы способствовала добрым движениям души, чтобы в ней создавался своеобразный дух, атмосфера школы. Она сродни семейной обстановке. Достигаться это может лишь большим трудом каждого участника образовательно-воспитательного процесса. В светской педагогике законы возрастания души игнорируются, тогда как мы законы взаимного влияния, окружающей обстановки, закон духовной наследственности ставим в центр всей педагогической системы. Воспитывает все: внешний вид учителей и учащихся (именно поэтому девочки у нас носят женскую одежду, а мальчики – мужскую), внешний вид школы (именно поэтому мы столько внимания уделяем ремонту помещений школы), воспитывают стены (именно поэтому в коридорах нет ни одного свободного от стендов местечка), воспитывает язык (и мы пристально следим за речью и языком учащихся), воспитывает ритм жизни (школа живет по традиционному русскому календарю), воспитывает стиль (стиль оформления, стиль поведения, общения, стиль жизни). Вся внеурочная работа – это жизнь школы в русле русской традиции. Это не только жизнь по православному календарю, но и в соответствии с принципами христианского мировоззрения. Воспитание у детей сострадания, милосердия, странноприимства, чувства благодарности, бескорыстия... В школе работает большое количество кружков и студий. Нравятся зрителям выступления нашего танцевально-хорового ансамбля «Родники», ансамбля старинной музыки, хореографической и театральной групп... Уникален по своей работе клуб «Горница», где местные умельцы делятся с детьми секретами мастерства. У нас проходят настоящие балы, на которых ребята и учителя танцуют полонез, мазурку, падеграс, вальсы...При подготовке к балу девушки сами шьют наряды в стиле XIX века. Шаги на пути к возрождению В становлении нашего «острова» обозначаются четыре этапа. Три из них связаны сугубо со школой. В 1990-1993 годах в учебный план включены отдельные предметы: история Борисоглебского края, Священное Писание, народный календарь. В 1994-1996 годах разрабатывается концепция школы целостного развития, внедряется целый комплекс предметов: добротолюбия, отечествоведения, церковнославянского языка, хореографии, живописи, музыки… Но по-прежнему над школой висел дамоклов меч. Когда-то, находясь в центре многих хозяйств, она являлась для района основным звеном среднего образования. Теперь школа оказалась в стороне от дорог и экономических центров района, на периферии, и ее неперспективность увеличилась еще больше, чем в девяностые годы. Политика государства и области не благоприятствовала нам, она заключалась в сокращении числа школ – создавались опорные школы, вопрос ставился просто: район не может содержать такое количество школ, поэтому основные школы должны стать начальными, средние – основными. Перевод нашей школы в основную ничего хорошего нам не сулил. Мы теряли половину рабочих мест. То есть из 36 оставалось мест 20, Ивановское теряло всякую перспективу развития, потому что переезжающие не пожелали бы детей в самом опасном возрасте отправлять на доучивание в 10-11 классы в какую-то другую школу, и тогда терялся смысл переезда в Ивановское... Школа не вошла ни в одну из программ: ни по компьютеризации, ни по подвозу учащихся, ни по строительству... Но с руководством района у нас работал своего рода джентельменский договор: мы ничего не просим, а нас не трогают... В большинстве своем школа долгое время выживала исключительно за счет попечителей. К 2000 году появились зримые признаки того, что школа может быть сохранена, и тогда, в это самое трудное время для села, нами была разработана программа «Как выжить Ивановскому». Главным лейтмотивом программы был тезис «Жива школа – живо село», то есть выживет школа – выживет Ивановское. Как выжить Ивановскому? Одним из главных моментов, который мы решали, стал вопрос, как организовать обратный поток людей в село. Что может стать притягательной силой для желающих покинуть город и переселиться в деревню, с одной стороны, а с другой – что может задержать тех, кто еще не покинул свою малую родину? Опыт работы в 1993-1998 годах нам показал, что этой притягательной силой может быть именно школа. Уже тогда нашей концепцией «Школы целостного развития» многие интересовались. Школа становилась градообразующей Ивановской волости. Создается комплекс: школа – интернат – храм. В 2000 году по просьбе православных родителей при школе открывается интернат. Уже через два года в него образовалась очередь, так как появилось много желающих обучаться именно в нашей школе. В Ивановское едут на обучение дети из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Тольятти, Ростова-на-Дону, Самары, Саратова, Ижевска, Краснодара, Ярославля, Рыбинска, из городов ближнего зарубежья... Сейчас интернат реорганизован в закрытый кадетский корпус. А конкурс в него доходит до 5-6 человек на место. Мальчишки живут по уставу православных воинов. Каждый день у них проводятся специальные занятия: по строевой, огневой подготовке, рукопашному бою, общефизической подготовке, школе выживания, вождению, по истории оружия. Девочки занимаются по программе сестер милосердия, изучая «Основы ухода», «Сестринское дело»… Все эти годы к нам в Ивановское переезжали люди, но активное переселение начинается в последние три-четыре года. За это время к школе переехали на постоянное жительство около 130 человек. Семьи большей частью многодетные, поэтому наша школа одна из немногих в области, где число учащихся не убывает, а постоянно растет. В этом году за парты уже сядут более 140 учащихся. Во всех деревнях вокруг Ивановского, где раньше жили в большинстве своем старики, появляются молодые перспективные семьи. Начинается строительный бум. На причастие к Чаше по воскресеньям подносят более 30 детей и младенцев. От школы целостного развития –к целостному образу жизни Идея школы целостного развития безрезультатна, если ее воспитанники не приобретают устремленности к целостности и не становятся носителями этой идеи. Этапы развития нашего сообщества это и есть стремление создать условия к обретению целостности не только воспитанниками, но и всеми, кто устремил свои стопы в направлении Ивановского. Здесь необходимо отметить, что, кроме школы в Ивановском, других составляющих, способствующих целостности, нет, как, к примеру, в селе Вощажникове, где есть, кроме школы, и больница, и детский приют, и библиотека, и архитектурный храмовый комплекс, есть замечательная история, есть достопамятные люди, внесшие в развитие российской истории и государственности огромный вклад, есть богатое предание, в конце концов, есть помещения, в которых можно создавать и учреждения, и производственные единицы, и спортивно-оздоровительный комплекс… Судьба распорядилась так, что в нашем селе подобного ничего нет: все разрушено. То есть в Ивановском каждый из компонентов нам либо приходилось, либо предстоит воссоздавать заново. В 1996 году заново был создан краеведческий музей, в 2003 году заново построен храм, в 2007 году открыта дошкольная группа и добротные мастерские по дереву, в 2008 – музей современной литературы… Это, так сказать, внешние признаки, способствующие целостности, но куда сложнее сам процесс воспроизводимой среды. Речь идет прежде всего об образе жизни, воссоздании и возрождении традиций: мировоззренческих, семейных, бытовых, хозяйственных. И здесь непременно встает вопрос, а что именно мы собираемся возрождать, какой должна быть деревня будущего, ведь ее нынешние обитатели далеко не все имеют крестьянские корни. Кто-то из нас дорожит своим происхождением из дворянской среды, кто-то – из священнической или интеллигентской. У многих предки были военные, у кого-то мещанами или разночинцами, или просто мастеровыми, или пролетариями… Да и не все переехавшие жить в село мечтают о хозяйствовании на земле. Многосословность уклада – это один из важнейших признаков «островов возрождения», и признаков, несомненно, положительных. Этот признак расширяет представления о жизни в деревне. Он обусловлен многоукладностью жизни сословий, а теперь и желанием возродить эту многообразную деятельность. Переехавшие горожане в деревне ведут как бы два образа жизни: и сельский, и городской. По городской привычке свет в наших окошках гаснет далеко за полночь. И нужно сказать, что некоторые из традиций этих укладов у нас возрождаются успешно. Например, фрагменты дворянского быта представляют собою реконструкцию балов XIX века, которые у нас проводятся уже на протяжении многих лет. Жизнь военных – это традиции, воссоздаваемые в православном кадетском корпусе. Возрождаются активно традиции народной жизни… Но главным, несомненно, является возрождение жизни прихода. Оно стало возможным после строительства и освящения храма. Это, безусловно, главный, центральный компонент целостности, и без него будущего у деревни нет. Весь ритм жизни обусловлен именно тем, что к нам переезжают православные люди и их жизнь проходит по православному календарю, подчинен богослужебным кругам: дневному, недельному, годовому. Правда, на пути возрождения стоит раздвоенность временного пространства: с одной стороны, православный календарь, по которому мы живем, с другой – государственный. Эта проблема очень серьезна, но не считаться с нею нельзя. Преодолеть стереотип Почему люди в свое время покидали деревню (сейчас ее уже покидать практически некому)? Да они и сами не знали, почему это делали. Шло как по накатанной прямой: закончил школу – и в город. Это было как само собою разумеющееся. Наши русские писатели Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин,Е. Носов обстоятельно исследовали этот процесс. В деревне было оставаться непрестижно. В конце концов, сложился стереотип, что в деревне остаются одни недоумки или те, кому некуда уехать. Теперь можно себе представить, что думали о том, кто вдруг решился перебраться из города в деревню. На нас долгое время смотрели как на неудачников, несчастных, у кого не сложилось что-то там, и даже как на пропащих пьяниц, но теперь закодированных (тем более мы придерживались трезвого образа жизни), кто считал себя поумнее, тот относил нас даже к сектантам ( как же, каждое воскресенье ездят в храм и за обед садятся с молитвою). Как на диковинку приезжали на нас посмотреть журналисты, телевидение и киностудии снимали фильмы (каждые два года по документальной картине), сюжеты, видя во всем этом некую сенсацию и из рук вон выходящее событие. Не слишком-то с большим оптимизмом встретили наши новшества и наши коллеги из школ, считая нас выскочками, непрофессионалами, а во время неудач (а таковые, безусловно, были) просто злорадствовали в лицо, на совещаниях. Но нужно отдать должное, что были и такие, кто с большим пониманием относился к нашим проектам: бывший тогда директором, ныне покойный Николай Николаевич Кунаев, бывшая заведующая отделом образования Инна Павловна Ригина, завметодкабинетом Галина Афанасьевна Кузнецова. Но круг этих людей крайне ограничен. Это показывает, что не только среди крестьянства, но и среди интеллигенции людей с русским мировоззрением крайне мало. И это одна из главных трагедий нынешней России. Люди Не проходит и недели, чтобы к нам в Ивановское кто-нибудь ни приехал. Одни, как отмечалось выше, едут в поисках сенсации, других интересует педагогическая система, третьи – официальные делегации, но самое большое число тех, кто примеряет жизнь в деревне к себе. За 19 лет нашей жизни здесь таких побывало не менее двух тысяч. Это все, кто в поиске пути. Из двух тысяч осталось семей 30-40. Попробовали пожить и уехали назад в город семьи две-три. Что же позволило остаться в деревне одним и не решиться на переезд другим? Переезжают те, кто знает, зачем переезжает. Прежде всего, по мировоззренческим соображениям. От таких людей не услышишь ни ропота, ни взаимных нареканий, ибо они знают, что на все Божия воля. Тот же, кто не знает, куда себя деть, – в деревне не жилец. Большинство, как отмечалось выше, едут к школе, желая оградить своих чад от тлетворного влияния города, видя в деревне естественную атмосферу для спасения. Здесь невольно вспоминаешь пословицу: Бог создал деревню, а человек – город. Это вполне естественно, что в деревне меньше подвергаешься тлетворному влиянию. Большинство живут без телевизора, компьютера. Вместо городской рекламы и разношерстной полуобнаженной публики на улицах тебя окружает первозданная природа. Да и круг общения здесь ограничен. Дети находятся все время на виду, общаются с такими же, как они сами, из православных семей. Возрождающийся остров имеет не только духовную основу, но и высокий образовательный и культурологический уровень: большинство, кто переезжает, имеют высшее образование и большие творческие способности. Педагоги, музыканты, художники, хореографы, журналисты, инженеры, конструкторы, кинорежиссеры, врачи, военные, филологи – далеко не полный перечень наших профессий. И все эти способности, навыки, знания в той или иной мере можно здесь реализовать. Как известно, переезд в деревню обсуждается во многих московских сообществах, но чаще всего так на уровне философских обобщений и остается. Страсть к рассуждениям не покидает нас и в деревне, а поэтому нами и был создан мужской клуб «Русский путь», куда имеют возможность прийти и женщины, и порассуждать о путях русского возрождения. Несмотря на мировоззренческое единодушие большинства членов нашего сообщества, у каждого свой взгляд на быт, на путь и на место собственной семьи в этом сообществе. Так, одни из переехавших строят себе современные дома с удобствами в Ивановском, другие создают русскую деревню в Поповском, третьи предпочитают приобрести старый дом в одной из близлежащих деревень… Ветви Община дала всходы, и многие, кто переехал сначала к нам, занимаются теперь собственным делом. За это время из бывших наших педагогов троих рукоположили в священники, теперь они строят свои общины в Вощажникове, Давыдове, Щурове. Строят, в основном, на тех же принципах, что и мы, но есть и такие, чьи принципы существенно отличаются. Диакон Геннадий Липатов, переехав к Ивановской школе, затем в Борисоглебске на базе монастыря создал целое дело – военно-патриотический клуб «Святогор». О самом главном Из моего рассказа может сложиться впечатление, что жизнь в деревне радужная, и что у нас, на нашем острове возрождения, все прекрасно и нет проблем. Конечно же, это не так, и даже большей частью не так. Появлялись у нас люди, которые пытались «убежать от себя» к нам в деревню, забывая о главном: что от себя не уйдешь и что на все Божия воля. И, конечно, если Его волю воспринимать как проблемы и мучительно пытаться решить их самому, то, действительно, проблем у нас несметное количество, гораздо больше, чем где-либо и в какой-либо другой школе. А если проблемами считать отсутствие удобств, горячей воды, плохие дороги, дырявые крыши, заросли борщевика, в которых пребывает Ивановское, плохое поведение и плохую успеваемость самими же невоспитанных детей, сварливую жену, а если еще и забывать за все благодарить Господа, тогда незачем в деревню и ехать. В. С. Мартышин,директор Ивановской школы |
* Добавление сообщений доступно только для зарегистрированных пользователей.